Детские новости

“Дети дождя”. Как получить образование ребенку с аутизмом

"Дети дождя". Как получить образование ребенку с аутизмом

Перейти в медиабанкСегодня около 45 тысяч детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) включены в систему российского образования. Как учатся особенные дети? Где могут получить помощь и поддержку их родители? Об этом РИА Новости рассказал директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, главный редактор журнала “Аутизм и нарушения развития” Артур Хаустов.

— В настоящее время существуют различные возможности организации образования для детей с РАС. Это могут быть отдельные группы или классы для детей с РАС. Другой вариант — ребенок с аутизмом получает образование в среде сверстников с другими нарушениями развития (отдельные классы для детей с ОВЗ).

Для многих детей подходят модели инклюзивного образования, когда ребенок с аутизмом обучается совместно с нейротипичными сверстниками в обычном классе или группе.

Для большинства детей с РАС полная инклюзия на первых этапах не подходит, тогда ребенок с РАС постепенно интегрируется в образовательный процесс со сверстниками. При этом педагогами применяются индивидуальные учебные планы, специальные технологии работы и система сопровождения.

Для их обучения разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального и основного общего образования.

По данным статистики, на сегодняшний день 45 888 детей с РАС включены в российскую систему образования. Причем за последние годы эта цифра постоянно растет.

Наибольшая сложность на данный момент — включение детей в систему ранней помощи, а взрослеющих — в систему специального профессионального и высшего образования.

— Да, конечно. Во многих регионах. Но проблема в том, что далеко не во всех организациях. Наш Федеральный ресурсный центр МГППУ успешно реализует модель обучения детей с РАС в отдельных классах и группах в течение 27 лет. Есть примеры успешно работающих специальных коррекционных школ — в Свердловской, Ростовской, Ульяновской, Псковской областях и многих других регионах.

Модель инклюзивного образования системно отрабатывается в Москве, Воронежской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой областях.

— Сравнивать можно и нужно. Но не для того, чтобы выбрать лучшую универсальную для всех модель. Дело в том, что РАС — это широкий диапазон нарушений, и универсального подхода нет и быть не может.

Образовательная модель подбирается индивидуально под каждого ребенка в зависимости от его особенностей, уровня развития и потребностей. Более того, на разных этапах развития ребенка могут быть полезны различные модели. У родителей всегда должен быть выбор, который делается в интересах ребенка.

— Да, конечно. Сегодня внеурочная деятельность и воспитание детей — обязательный компонент образования, которому уделяется много внимания. Нашим Центром совместно с партнерами-музеями реализуются инклюзивные адаптированные музейные программы. Мы специально готовим детей перед походом в музей, сотрудников для таких адаптированных экскурсий. После экскурсии создаем с учениками совместный небольшой проект. Например, стенгазету или видеоролик, благодаря которым они могут закрепить полученный социальный опыт и впечатления.

— В каждой адаптированной образовательной программе уже заложены планируемые результаты — показатели освоения программы. Для оценки предметных знаний применяются привычные аттестационные процедуры: контрольные работы, тесты. Важно, что для многих детей при этом используются адаптированные контрольно-измерительные материалы.

Кроме изучения предметов, есть еще и коррекционно-развивающая область — для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекционной работы, которая включает индивидуальный перечень целей по формированию навыков социального взаимодействия, коммуникации, работе с нежелательным поведением, развитию жизненных компетенций. Такие результаты обычно оцениваются при помощи специальных оценочных методик.

В зависимости от того, научился ли ребенок запланированному или нет, мы оцениваем результативность обучения по программе.

Эффективность программы для конкретного ребенка зависит от того, правильно ли она подобрана: учитывались ли особенности и уровень развития ребенка, занимались ли с ним компетентные специалисты, применялись ли эффективные обучающие технологии.

Узнать о разных методах с доказанной эффективностью можно из клинических рекомендаций Минздрава России, в которые вошли многие эти методы. На сайте нашего Федерального ресурсного центра МГППУ так же описаны многие из них.

— Работа с родителями чрезвычайно важна, причем на разных этапах. В школе нашего Центра “РАСсвет” мы активно взаимодействуем с родителями в адаптационно-диагностический период и раньше. Это помогает быстро и эффективно получить значимую информацию об особенностях ребенка и использовать ее в работе. Впоследствии это сотрудничество так же очень важно, так как необходим перенос навыков, которым учится ребенок в условиях его повседневной жизни.

В нашем Центре отработаны разные формы работы с родителями учащихся с РАС: диагностические приемы, индивидуальные консультации, ознакомления с результатами обследования, обучения эффективным приемам работы, участие родителей в психолого-педагогическом консилиуме для выработки наиболее полезных рекомендаций по организации работы с ребенком, обучающие занятия в триаде (“специалист-ребенок-родитель”), родительские собрания, “родительские клубы”.

Мы работаем не только с родителями обучающихся нашей школы “РАСсвет”. Например, на интенсивные консультативно-диагностические курсы может приехать семья из любого региона. Неделю с ними работают несколько специалистов. Они проводят оценку уровня развития ребенка, составляют перечень целей работы с ним, демонстрируют приемы работы.

— Важнейшие задачи — разработка и описание инновационных технологий работы с детьми с РАС, проверка их эффективности. А также создание и стандартизация диагностических инструментов.

Все эти методы важно внедрить в российскую систему образования и сопровождения детей с РАС. Для этого совместно с региональными министерствами мы развиваем сеть ресурсных центров по всей России. Их задача — адресная помощь каждой семье: консультирование, коррекционно-развивающие занятия, обучение, помощь в выборе образовательного маршрута. Также системная помощь специалистам организаций, в которые приходит ребенок с аутизмом: детские сады, школы, реабилитационные центры.

Сегодня такие центры существуют в 56 регионах России. Они находятся на разных этапах развития. Наша задача — содействовать открытию новых и поддерживать уже существующие, реализовывать с ними совместные проекты в интересах детей.Наука 

Источник: ria.ru

7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»